Личностно ориентированное обучение. - Локальные акты школы - материал для учителей - Поповская средняя школа.Школьный сайт
Понедельник, 05 Декабрь 2016, 5:32:56
Поповская средняя школа
Приветствую Вас popovka-shckola | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Локальные акты школы [23]
Положения
Творческая копилка. [14]
Разработки учителей Поповской средней школы.
Ученикам [0]
Жизнь школы, новости.
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Погода
Главная » Статьи » Локальные акты школы [ Добавить статью ]

Личностно ориентированное обучение.

ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ:                                                   

          ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

            Почему вновь заговорили об индивидуализации обучения? Кажется, что эта тема изучена педагогикой глубоко и всесторонне. Необходимость учета индивидуальных возможностей и особенностей ребенка отражена даже в принципе обучения. Но можем ли мы сказать, что в нашей массовой практике существует и используется реальные механизмы, позволяющие осуществлять индивидуализацию? Наверное, нет. Основная причина такого противоречия в том, что длительное время нужны были  не личности, а те функции, которые могут исполнять люди. И школа давала им знания, умения, навыки, но не уделяла внимания тем неповторимым индивидуальностям, которые сидели за партами. Индивидуализация обучения оставалась только лозунгом.

               Современная парадигма образования ориентирует школу на реализацию личностно ориентированного обучения. В центр школьного образования поставлено развитие и воспитание человека культуры, способного влиять на собственную образовательную траекторию, соотнося ее с национальными общечеловеческими достижениями.

 

         Личностно ориентированное обучение предполагает:

v     признание ребенка субъектом развития, обучения и воспитания, реализующим свои устремления по отношению к внешнему миру в процессе субъект – объектных образовательных воздействий;

v     признание способности ребенка к саморазвитию и его права на индивидуальную траекторию освоения образовательных областей;

v     смену позиции педагога на сопровождающую по отношению к деятельности ученика;

v     приоритет внутриличностного компонента содержания образования,  формируемого в процессе прохождения индивидуальных образовательных траекторий;

v     приоритет продуктивного компонента содержания образования, выражающегося в созидающей функции ученика, над репродуктивным компонентом, который важен для передачи ученику технологий его образовательной деятельности, но не готовой информации и знаний.

 

   Несомненно, что при ориентированном обучении на одно из ведущих мест выходит индивидуализация обучения- процесс раскрытия индивидуальности человека в специально организованной учебной деятельности. Ее цель состоит в том, чтобы учебно- познавательная деятельность школьников обеспечивала их личностное самоопределение, развитие эмоционально- духовной сферы, формирование качеств, связанных с проектируемой профессией (или сферой деятельности), а также качеств позволяющих учащимся жить  в существующем обществе.

               Можно ли говорить об индивидуализации обучения в связи с содержанием образования? Конечно, ведь все элементы содержания образования, если их рассматривать в русле концепции лаборатории дидактики, имеют не только социальную, но и личностную составляющую. Знание- это личностно трансформированная информация, которую усваивает ученик в процессе обучения.  Оно зависит от субъективного опыта ученика, от его интересов, способностей, уровня обученности, обучаемости, даже предполагаемой профессии.

                Второй элемент содержания – опыт деятельности в знакомых ситуациях, те умения, которые необходимо приобрести в процессе обучения. Фиксированный результат усвоения этого элемента содержания отражения в образовательных стандартах. Однако сам путь формирования тех или иных умений в значительной степени зависит от индивидуальности ученика, от его психофизиологических характеристик, особенностей мышления, памяти и т.д.  То есть мы можем утверждать, что сам процесс приобретения опыта действия в знакомых ситуациях требует индивидуализированного обучения, в то время как результат этого процесса является социально заданным.

                 Третий элемент содержания образования - опыт творческой деятельности – изначально ориентирован на каждого отдельного ученика, так как в процессе творческой деятельности школьники приобретают субъективно новые знания и способы деятельности.

                    Четвертый элемент- опыт эмоционально - ценностного отношения к миру – связан с личностью конкретного человека. Конечно, выделены ценности, являющиеся общечеловеческими, определены те качества личности, которыми должен обладать современный человек. Однако у каждого ученика формируется своя «версия» этих качеств, которая зависит от его социально- психологических особенностей.

                      Индивидуализация в рамках личностно ориентированного обучения касается каждого компонента содержания образования, требуя «адаптировать» его к потребностям и возможностям каждого ученика.  Вариативный учебный план и школьный компонент стандарта позволяет учебным заведениям в некоторой степени индивидуализировать содержание в соответствии с особенностями процесса обучения, педагогического, ученического и родительского коллектива.

                      Основным принципом формирования индивидуализированного содержания образования является единство содержательной и процессуальной сторон обучения. Этот принцип требует разрабатывать содержание, ориентируясь  на существующую педагогическую реальность, учитывая имеющиеся методы, закономерности, принципы и возможности обучения в целом, обозначать в явном виде

в программах и учебниках не только содержание само по себе, но и способы его передачи школьникам. В соответствии с этим рассматривать возможности индивидуализации  обучения только через содержание образования не возможно. Необходимо обратиться к процессуальной стороне – средствам и способам адаптации содержания к индивидуальным особенностям ученика. Такое сочетание является первым шагом создания личностно ориентированного образования.

                  Системное представление о содержании образования определяет несколько уровней его формирования. Каким же образом на  каждом уровне можно приблизить содержание образования к ученику?

1.    Уровень общего теоретического представления, на котором содержание фиксируется в виде обобщенного системного представления о составе, структуре и общественных функциях передаваемого социального опыта в его педагогической интерпретации. На этом уровне формирования содержания мы должны решить такой вопрос, как «цель индивидуализации в ее связи с содержанием образования». Ответ на этот вопрос содержится в Законе РФ «Об образовании», где  в статье 14 говорится, содержание образования должно быть ориентированно на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, должно учитывать разнообразие мировоззренческих походов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

Более конкретно и приближенно к практике данный уровень индивидуализации реализуется в методических темах и концепциях развития школ. В них определяется, каким составляющим содержания образования будет уделяться больше внимание. Например, школа работает над реализацией разноуровневого обучения на основе личностно ориентированного подхода. Цель ее деятельности обозначена как «создание условий для воспроизведения учения как индивидуальной деятельности по преобразованию социально значимых нормативов усвоения, заданных в образовательном стандарте». Для достижения этой цели предполагается «создание условий, обеспечивающих обучение  в индивидуальном темпе  в начальной школе, использованием приемов адаптивного обучения, конструирование процесса обучения на основе выявления субъективного опыта каждого ученика, его социализации, организация взаимодействия учителя и ученика».

На этом уровне исходя из общей цели образования мы можем определить

     задачи, решаемые в рамках индивидуализации обучения.

 

Ø      повышение эффективности процесса обучения;

Ø      развитие, а в некоторых случаях формирование специальных способностей учащихся;

Ø      развитие дополнительных (по отношению к процессу усвоения знаний) возможностей учеников.

                             Эти задачи связаны с общими направлениями индивидуализации обучения и предполагают различные её основания, виды и формы организации.                  

2.    Уровень учебного предмета, сформировано представление об определенных частях содержания для каждого учебного предмета.

            В рамках учебного предмета индивидуализация обучения реализуется несколькими способами. Они различаются по целям и степени ориентации на личность учащихся.

              Первый способ связан с включением в программу предметов, направленных на самореализацию личности, на адаптацию ребенка в существующем обществе. В основе их конструирования лежат два подхода.

  Первый подход.  Задается определенная система ценностей, принятие которой позволит ребенку адаптироваться в обществе. Примерами могут служить «Мой мир и я. Путь к единению», «Мой мир и я. Путь к любви» под редакцией Б.П. Битинаса. В них проповедуется ценности семьи, целомудрия, здорового образа жизни. В качестве заданий предлагаются ситуации для обсуждения. В таких курсах индивидуализация происходит за счет вариативности способов решения предложенных ситуаций, которые выбираются или создаются на основании личностного опыта учащихся, они не могут быть спрогнозированы заранее. Задача педагога - использовать новую информацию для подведения учащихся к социально одобренному выбору.

 

Второй подход.      Предлагаются  способы самоопределения, овладев которыми ребенок может сам выбирать систему ценностей для существования в обществе.

Данный подход предполагает, что существуют ценности самопознания и саморазвития, личностного выбора, в силу которых человек сам определяет для себя эти ценности. В этом случае педагог просто предлагает учащимся расширить видение себя, других, мира в целом, за счет чего и происходит адаптация в социуме. Естественно, учитель и в этом случае обладает своей системой ценностей, однако он ни в коем случае не навязывает их школьникам. Примером может послужить курс психологии  саморазвития, разработанный Г.А. Цукерман. Его задачей является обучение школьников постановке задач саморазвития и поиску средств их решения.

               Не менее важно включить в учебный план предметы,  ориентированные на развитие школьника как будущего субъекта деятельности. Они позволяют формировать

личностные качества,  которыми должен обладать человек, участвующий в современной трудовой деятельности.

                 Второй способ индивидуализации обучения на уровне учебного предмета заключается в отборе готового содержания образования самим учеником. Конкретное решение этой задачи часто приводит к необходимости создания условий для выбора учеником своей образовательной траектории.

 

3 На уровне учебного материала  определяется подлежащие усвоению элементы содержания образования, фиксируемые в учебно- методической литературе. Учитывается потенциальные возможности материала учебного предмета для индивидуализации обучения, включается содержание, связанное с самопознанием и самореализацией учащихся.

               Можно выделить несколько направлений, по которым проектируется индивидуализированное обучение, и которые вне его не могут быть реализованы в полной мере:

ü      развитие эмоционально-чувственной сферы за счет создания условий для изучения программного материала, при которых учащиеся оказываются в эмоционально окрашенной ситуации.

              

                    

 

 

              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Локальные акты школы | Добавил: popovka-shckola (05 Июнь 2008) | Автор: Огородникова Р.Х. директор школы
Просмотров: 2083 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Наш опрос
Вы любите учиться?
Всего ответов: 86
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016