Советы классному руководителю по проведению собрания
• Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение.
• Отведите на проведение родительского собрания не более 1,5 часов.
• Самый приятный звук для человека — его имя. Положите перед собой список с
именами и отчествами родителей.
• Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете
обсудить.
• Не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного,
затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.
• Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.
• Поблагодарите всех, кто нашел время прийти (особенно отцов).
• Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться.
• В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей.
• Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».
• Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.
Не стоит
• Осуждать присутствующих родителей за неявку отсутствующих.
• Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов.
• Давать негативную оценку всему классу.
• Переоценивать значение отдельных предметов.
• Избирать для общения назидательный тон.
Осмысление итогов родительского собрания
Подведение итогов собрания начинается на самом собрании — необходимо сделать
выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о подготовке к
следующему собранию. Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию,
разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для фиксирования их
оценок и пожеланий. Все это впоследствии станет предметом размышлений для
классного руководителя. Предметом анализа должны также стать:
• явка родителей, причины отсутствия;
• персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу;
• вопросы родителей в ходе собрания, их участие в обсуждении вопросов.
Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до
администрации школы и коллег-педагогов.
Тематика родительских собраний
Начальная школа
• Психологические и физиологические особенности учащихся младшего школьного
возраста.
• Режим дня и его влияние на качество обучения.
• Мир глазами первоклассника. Особенности восприятия у ученика первого класса.
• Роль чтения на начальном этапе обучения. Чтение как источник знаний и одна из
основ формирования личности.
• Роль игры в расширении кругозора ребенка.
• Воспитание трудолюбия. Распределение обязанностей в семье.
• Дети и деньги. Семейный бюджет и ребенок.
• Шалость и хулиганство — есть ли различия?
• Роль семьи в формировании личности ребенка.
Средняя школа
• Адаптация учащихся к условиям обучения в средней школе: проблемы и задачи.
• Индивидуальные трудности школьников в обучении и пути их преодоления.
• Когда легко учиться?
• Способный ребенок — не дар природы. Неспособных детей нет.
• Роль семьи в воспитании культуры поведения ребенка.
• Психологические особенности подросткового периода. Роль семьи в
формировании чувства взрослости и стремлении к самостоятельности.
• Видеть и понимать. Сочувствие, сопереживание и помощь ребенку —
гарантия мира, спокойствия и благополучия в семье.
• Особенности межличностных отношений подростков.
• Психологический стресс и подросток.
• Помощь родителей в формировании и развитии волевых качеств.
• Трудности роста и их влияние на отношения между родителями и подростками.
• Воспитание детей и «ножницы времени».
• Роль семьи и школы в выборе учащимися пути дальнейшего образования.
Старшая школа
• Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении подростков.
• Особенности старшего школьного возраста. Роль родителей в формировании
ценностных ориентаций.
• Трудности личностного роста и их влияние на обучение в школе.
• Взаимодействие классного руководителя и родителей в формировании
классного коллектива.
• Профессиональные намерения и возможности учащихся класса.